Ритуалы Бон в Учениях Терма

Из книги Тулку Тондуп Ринпоче «Скрытые Учения Тибета»

Перевод на русский язык - Нади Доброй.


Тибетский Буддизм, включая школу Ньингма, и Бон, коренная до-буддистская духовная традиция, содержат много схожих учений. Бон также включил в себя многие учения Буддизма. Как правило, тибетские буддисты считают, что существуют две основные формы взаимодействия между этими двумя традициями: 1) некоторые учения или виды практики, включая определённые ритуальные системы Бон, были включены в буддистские методы практики. Это относится не только к учениям Терма школы Ньингма, но и ко всем буддистским школам Тибета. 2) В рукописях Чаб Кар (Ch’ab dKar, Белая Река) школы Бон существует множество буддистских текстов перефразированы в терминологии Бон.

1. В тибетском тантрическом (эзотерическом) Буддизме существуют виды практики, особенно ритуальных церемоний, таких как поклонение богам или духам, которые произошли от или сформировались под влиянием Бон. Однако это не подразумевает пренебрежения буддистскими принципами и практикой или запятнания чистоты Буддизма. Особым искусством эзотерического Буддизма является трансмутация посредством правильного воззрения и чистого восприятия, используя все уместные способы практики. Например, процесс принятия пищи сам по себе не является буддистской практикой, но, будучи использован как метод, он становится способом трансформации повседневности в буддистскую практику. Поклонение богам и духам – один из самых известных примеров влияния Бон на тибетский Буддизм. Как культурное проявление он представляется поклонением не достигшим просветления духам или демоническим существам с мирскими подношениями, однако в то же время эти практики включены в эзотерический Буддизм как способы медитации. Подобные ритуалы обычно приниммают следующую форму: принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, взращивание стремления к просветлению ради блага всех живых существ, затем – через состояние созерцания развитие и совершенствование себя как просветлённого существа, такого, как, например, Авалокитешвара. Затем – благословение подношений как мудрости-амброзии, умножение их в виде различных исполняющих желания предметов, и предложение их духам с тем, чтобы доставить им удовольствие и умиротворить их ментальную негативность. Ритуалы завершаются передачей учения духам, и посвящением заслуг во благо и ради просветления всех живых существ. Иногда духи воспринимаются как просветлённые божества, и им делают подношения и посвящают заслуги. Иногда практикующий представляет себя как просветлённое существо и благословляет духи. Таким образом, по сути это – совершенно буддистская практика. В Буддизме мы верим, что существуют многочисленные системы живых существ помимо тех, которые доступны нашему взгляду. Мы не можем их видеть по причине отсутствия общей кармы и ограниченных возможностей нашего физического зрения. Таким образом, вера в существование богов и духов не противоречит традиционным верованиям Буддизма. Взращивание сострадания, щедрости, преданности, а такжже благотворительность и совершение подношений – всё это буддистские практики накопления заслуг. Если в нас присутствует уважение, любовь и преданность к существу, воспринимая его как Будду мы накапливаем благую карму преданности Будде. Основным фактором в накоплении благой кармы является возлагание надежд не столько на внешние объекты, сколько на самих себя и на результаты наших действий. Таким образом, если мы способны воспринимать даже обычного человека как просветлённое существо, мы становимся адептами на духовном пути. Особое обучение в эзотерическом Буддизме происходит посредством созерцательной мудрости, с целью создания и совершенствования вселенной как Будд и их чистых сфер. В ритуалах тибетского Буддизма не существует таких понятий, как восприятие мирских духов как мирских существ и принятие их в качестве предельного прибежища, или совершение нечистых подношений, таких, как принесение в жертву живых существ. Если такие ритуалы и совершались, они никоим образом не были частью буддистской практики.

2. В школе Бон Чаб Кар существует много учений, схожих или даже идентичных буддистским. За исключеним технической терминологии Бон, на которой они написаны, все системы, включающие в себя десять ступеней, пять путей и девять колесниц обучения, в достаточной степени схожи с Буддизмом в целом, и в особенности – с Ньингма. Многие буддистские ученые верят, что многие буддистские тексты были переведены в технических терминах Бон, и многие эзотерические учения Буддизма были спрятаны и позднее найдены как учения Бон Тер; что некоторые буддистские учителя, перевоплотившись мастерами Бон, давали буддистские учения под именем Бон ради блага последователей Бон. Многие буддистские Тертоны открыли буддистские учения как учения Бон. Среди них были Drub thob Ngo drub, Ku sa Men pa, Pon po Lha bum, Khyung po Pal ge, Ra shag Cho bar, Won se Khyung thog, Yag shar Ngon mo, Ten Nyee Ling pa Padma Tshe wang Gyal po, Khung po Trag pa Wang chug, Sum pa Chang chub Tshul thrim, Dre She rab La ma, Nyag ton Lha bar, Rig dzin Ngo drub Gyal tshen и Long sal Nying po. Некоторые ученые школы Сар ма (которая зародилась в Тибете в ХI столетии) считали, что многие исходные тантры школы Ньингма (которые были принесены в Тибет из Индии между VII и XI столетиями) не были буддистскими текстами, принесёнными из Индии, потому что в то время, когда переводились тексты Сар ма, не существовало доступа к санскритским оригиналам этих текстов. Одним из этих текстов была gSang Ba sNying Po (санскр. Гукхьягарбха) тантра, санскритский оригинал которой был найден позднее. Это открытие обнаружило ошибочность предпринятой в более поздние века попытки доказать, что в виду того, что оригинал санскритской рукописи не был найден, эти тантры были не индийского происхождения, и, следовательно, не были буддистскими. В более поздние века, в то время, как санскритские оригиналы некоторых тантр Ньингма не были найдены, но существовали идентичные тексты среди текстов Бон, некоторые ученые пришли к выводу, что эти учения были бонскими, а не буддистскими. Здесь очень важно понять, что когда Буддизм достиг Тибета, по разным причинам многие великие буддистские и бонские ученые переводили и учили буддистским текстам в терминах Бон и сохранили их как тексты Бон. Например, все тома Sher Phyin a’Bum Pa (“Праджняпарамита, изложенная в сотне тысяч строф”) сохранились в каноне Бон как Khams Che’en, и ни один буддистский ученый не сомневается, что это Праджняпарамита Сутра Буддизма. Поэтому суждение, заключающееся в том, что многие тантры Ньингма не являются буддистскими, потому что санскритские оригиналы не были найдены в более поздние столетия и были частью канона Бон, не разумно и не обоснованно. Чтобы удостоверится является ли текст буддистским, следует обратить внимание скорее на сущность его содержания, чем полагаться на слова, предположения и слухи. Чтобы доказать подлинность рукописей Буддизма Махаяны как чистых учений, и с тем, чтобы следовать этим учениям, следует сделать ударение на четырёх аспектах, и пренебречь четырьмя другими:

1. Полагаться на смысл, а не на слова.
2. Полагаться на учение, а не на человека.
3. Полагаться на бесспорный смысл, а не на смысл, открытый толкованиям.
4. Полагаться на мудрость, а не на рассуждения.

Существование в Терма ритуалов Бон и Тертонов, которые были учителями как Бона, так и Буддизма, только лишь демонстрирует открытость и великие искусные средства буддистов в учении и преобразовании всех уместных аспектов мирской жизни и духовной практики других религий в путь буддистской практики. Если мы используем их должным образом, просветление будет достигнуто, однако, если мы трактуем или используем их неверно, тогда не помогут и так даже и так называемые чистые буддистские учения.


Буддизм     Домой